Четверг, 25.04.2024, 16:05
Приветствую Вас Гость

- 2 -

        Устранение допущенных в отношении сироты нарушений прав на улучшение жилищных условий и включение в реестр получателей безвозмездной субсидии.  

Дело № 2-2000/12

РЕШЕНИЕ


 Именем Российской Федерации 8 июня 2012 года                                  г. Барнаул  
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: Судьи Дубовицкой Л.В. при секретаре Труновой Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску *****к администрации Центрального района, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании незаконным отказа, обязании включить в реестр,


УСТАНОВИЛ:


        *****обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по не включении в реестр получателей безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от 22.11.2011 г., обязании устранить в полном объеме допущенные в отношении истца нарушения прав на улучшение жилищных условий, включить в реестр получателей безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. В обоснование требований указывает, что истец относится к лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на льготы, предусмотренные данным законом. Постановлением администрации Центрального района г.Барнаула от 30.12.2005 № 2796 признана нуждающейся и принята на учет на получение жилья. В связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий истец была включена в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии, в адрес Управления направлялась анкета. Из письма администрации Центрального района г.Барнаула 22.11.2011 года истцу стало известно об отказе во включении ее в реестр получателей субсидии. Считает данное решение незаконным, так как закрепленное за ней жилое помещение не пригодно для проживания. В судебном заседании истец, ее представитель на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении. *****пояснила, что в 2006 году подавала заявление на получение субсидии, в очередь на получение субсидии она была поставлена. Представитель истца Астанина Н.А. поддержала требования. Пояснила, что за истцом есть закрепленное жилое помещение, но оно не пригодно для проживания, поэтому можно считать, что жилья у истца нет, и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика администрации Центрального района г. Барнаула иск не признал. Пояснила, что администрацией была выполнения обязанность, документы истца в 2008 году были направлены в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для включения в реестр на получение субсидии. Письменные доказательства получения Управлением данных документов в настоящее время не сохранилось, в деле имеется лишь ксерокопия анкеты направляемой в Управление. Представитель ответчика - Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что Управление не получало документов в отношении истца и соответственно не включало ее в реестр на получение субсидии. За истцом закреплено жилое помещение, приведение его в непригодное для жилья состояние может являться основанием для предоставления истице жилого помещения на общих основаниях. Представитель третьего лица администрации г.Барнаула иск не признала, дав пояснения аналогичные пояснениям представителя администрации Центрального района г.Барнаула. Представитель третьего лица Главного Управления экономики и инвестиции Алтайского края пояснил, что информацией о направлении администрацией Центрального района г.Барнаула документов для получения субсидии в отношении ***** не располагают. На Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи возложены полномочия по формированию сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории. Представитель администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, поскольку Журавская Т.А. не имеет правовых оснований претендовать на выплату субсидии. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о дне, месте и времени судебного разбирательства. Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Суд приходит к выводу, что по смыслу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ***** имеет право на обеспечение жилым помещением. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п.2, 3 4.1 ст.8). Аналогичная норма закреплена и в п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Законом Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» № 136-3C от 12.12.2006 (в ред. от 03.06.2008 № 49-ЗС) также предусмотрено право ***** на внеочередное обеспечение жильем из жилых помещений жилищного фонда Алтайского края (п.п. 3 п. 2 ст.5, ст. 7). Подпунктом 3 части 1 ст. 8 данного закона установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей..., оставшимся без попечения родителей, перечисленным в статье 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяется специальными нормами жилищного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Таким образом, для получения жилого помещения детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо быть вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений. На основании п. 3 статьи 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Законом Алтайского края Закон Алтайского края от 9 декабря 2005 г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен порядок и процедура постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. К заявлению о принятии на учет прилагаются: копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя и членов его семьи или копии документов, заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации; копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи; выписка из домовой книги по месту жительства заявителя и членов его семьи; копии документов, подтверждающих состав семьи; справка из организации, уполномоченной осуществлять учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности; справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления; копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами. 
Для рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет и принятия по ним решений орган местного самоуправления вправе создать жилищную комиссию. Принятый на учет гражданин и (или) члены его семьи включаются в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Книга учета хранится как документ строгой отчетности. На каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении заводится учетное дело, в котором содержатся документы, необходимые для принятия гражданина на учет. Основанием для формирования учетного дела является решение органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет. Отказ в принятии граждан на учет допускается по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. Разработаны Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденные Приказом Минрегиона Российской Федерации от 25.02.2005 № 18, рекомендованные для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма. В пункте 13 Методических рекомендаций, указано, что отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случае, когда не представлены все необходимые для постановки на учет документы. На территории Алтайского края отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возраста до 23 лет регулируется Законом Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72 -ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Алтайском крае». Согласно п.З, 4 указанного Закона лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии устанавливается Администрацией Алтайского края. Постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 г. N 8 "Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края" предусмотрено, что структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления-, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии. Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма. Субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора. В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что ***** относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 10.03.1987 года решением исполнительного комитета Центрального районного совета народных депутатов семья ***** поставлена на учет по улучшению жилищных условий. Постановлением администрации Центрального района г.Барнаула №182 февраль 1998 года ***** назначена опекуном над несовершеннолетними ***** 1985 г.р., и ***** 1986 г.р., и обращалась с заявлением о предоставлении жилья ее подопечным.
Постановлением администрации Центрального района г.Барнаула № 312 от 16.03.1998 года за несовершеннолетними ***** 1985 г.р., и *****1986 г.р. , закреплено право пользования жилым помещением по адресу ул. *****. Постановлением администрации Центрального района г.Барнаула № 1947 от 11.06.2002 года несовершеннолетняя ***** 1985 г.р., передана на воспитание в патронажную семью *****., в связи со смертью родителей. 03.03.2003 г. ***** обратилась с заявлением к главе администрации Центрального района г.Барнаула о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как следует из ответа (л.д.60) такое решение было принято в связи с тем, что ***** оказались в жизненно трудной ситуации. Жилое помещение в котором они остались после смерти родителей по ул.***** находится в неудовлетворительном состоянии (дом 1900 года постройки, с печным отоплением). Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула № 596 от 19.03.2003 года истец принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди детей-сирот т и детей, оставшихся без попечения родителей, очередь №25. 15.06.2007 года ***** зарегистрировала брак с *****., изменив фамилию на *****. Оценивая пояснения истицы, ответы на ее обращения из уполномоченных муниципальных органов суд приходит к выводу, что была заполнена анкета на предоставление субсидии (безвозмездной целевой ссуды) для представления в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи с приложением необходимых материалов, в которой жилищная комиссия администрации района сделала заключение о возможном предоставлении безвозмездной субсидии. При этом вышеуказанная анкета была оформлена на фамилию *****, то есть до вступления последней в брак 15.06.2007 года. Кроме того, факт написания заявления на получение субсидии и предоставление соответствующих документов осенью 2006 года подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля опекун *****., сопровождавшая истицу в администрацию Центрального района г.Барнаула.
Из ответа администрации Центрального района г. Барнаула от 13.01.2011 г. (л.д.60) следует, что в 2008 году в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи была направлена анкета на ***** на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Официального ответа из управления не поступало. В материалы дела из Управления не предоставлено документов по рассмотрению обращения ***** (копия заявления, анкеты и др.), более того ответчиком занята позиция, что данных документов не имелось, и вопрос о включении истицы в реестр не решался. Вместе с тем, данная позиция противоречит иным доказательствам, имеющимся в материалах дела. В письменном ответе администрации района признается факт подачи документов в отношении ***** в Управление на получение субсидии. У суда не имеется оснований считать сведения, изложенные в письме ложными. Кроме того, не имеется оснований не доверять показаниям истца о том, что ежегодно ей предоставлялись в Управление документы, необходимые для проверки ее права на получение субсидии, заполнялась анкета. Администрацией Центрального района ***** была признана нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, признано за ней право на получение социальных льгот в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ. По итогам рассмотрения обращения истицы жилищной комиссией принято решение о возможном предоставлении субсидии. Документы на истицу в уполномоченный орган для осуществления учета - Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи направлены были. Данное обстоятельство подтверждается также ответом администрации города Барнаула № С-4096ж от 27.01.2011 г. Основанием отказа включения ***** в краевой реестр на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья явилось то, что за ***** была закреплена жилая площадь по адресу: ул. ***** г.Барнаула. Как следует из материалов дела, квартира № ** по ул. *****, г. Барнаула не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, признана непригодной для проживания, что подтверждается протоколом № 6 от 07.07.2011 года заседания межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Барнаула, а также актами обследования жилищно-бытовых условий истца. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение' может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании изложенного суд считает, что в материалы дела не представлено опровергающих доказательств того факта, что спорное жилое помещение отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению. У суда не имеется оснований не доверять документам, составленным межведомственной комиссией. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец не имеет в пользовании, собственности жилых помещений, пригодных для проживания. Вместе с тем, оспариваемый ответ на обращение ***** от 22.11.2011 года данный администрацией Центрального района г.Барнаула, не является отказом Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по включению истца в реестр получателей безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, поскольку Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи такой отказ 22.11.2011 года не был дан. Соответственно, в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат. Однако, принимая во внимание позицию представителя Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по вопросу о включении в реестр сведений в отношении истицы, суд полагает Управление нарушило материальные права истицы, соответственно ее право подлежит восстановлению. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязывает Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить ***** в реестр получателей безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья по категории льготополучателей из числа дети-сироты. С учетом отсутствия в материалах дела достоверных данных (датированных документов) о времени обращения истицы в Управление, суд определяет временем подачи заявления 2006-2007 г., с передачей ее документов в Управление в 2008 году, поскольку администрация района указывает это время передачи анкеты на *****. Для решения вопроса о включении в реестр истице необходимо будет повторно собрать пакет документов определенный законом, в связи, с чем в решении указывается, что предоставление субсидии будет осуществлено в установленном законом порядке. На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования в части, требования к администрации Центрального района г.Барнаула удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащему ответчику. Администрации района в полном объеме исполнила в отношении ***** свои обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:


      Исковые требования удовлетворить в части.Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи включить ***** в реестр получателей безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья по категории льготополучателей из числа дети- сироты в установленном законом порядке с учетом получения ее обращения в 2008 году. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.  

 Судья      Дубовицкая Л.В.